2013.12.23

Кейсы мба в западных бизнес-школах.

При упоминании о бизнес-школе Harvard на ум приходят активно применяемые этой школой практические занятия. Однако сложно в наше время отыскать школу, ассоциирующуюся с экспериментальным видом обучения или же лекционным методом занятий. Для поклонников определенного стиля обучения актуальным является вопрос сопоставления собственных интересов с топовыми школами бизнеса. В этом году для решения этой проблемы каждая из передовых бизнес-школ предложили провести оценку уровня использования определенных методов в программах МВА. Эти данные были переданы  Bloomberg Business Week для формирования рейтингов программ МВА 2012. Для удобства процесса ознакомления и сравнения  культуры преподавания в ведущих школах бизнеса мира результаты опроса были собраны в одной точке.  Люди, являющиеся экстравертами, считают для себя более подходящим практическую форму обучения, а для тех, кого не устраивает борьба на парах за «эфирное время» с другими обучающимися, лучше подыскать школу с основным упором на лекционный материал.

По результатом проведенного опроса, большинство сегодняшних бизнес-школ треть излагаемого материала подают через конкретные иллюстративные примеры. На удивление, по сей день остаются достаточно популярными и традиционные лекции. Во многих школах четвертую часть составляют экспериментальные исследования и командные проекты, приобретающие в последнее время все большую популярность. Говоря о практическом образовании, в ходе которого применяются конкретные кейсы МБА, вне конкуренции оказывается Harvard. Практические занятия, в том числе кейсы МБА, составляют 80% всей двухлетней программы. К практическим школам, использующим для обучения кейсы МБА, также можно отнести Darden School при Университете Virginia и Western Ontario's Ivey School. В них кейсы МБА составляют немалую долю в  75% от общего числа программ. Школы, ориентирующиеся на кейсовый метод образования, как правило, привлекают для преподавания лучших профессоров. Поэтому рейтинг бизнес-школ с лучшим составом преподавателей возглавляют  школы, которые в основном ориентированы на практические уроки, в частности кейсы МБА, такие как Harvard, Norht California и Virginia.

Во главе списка бизнес-школ, отличающихся традиционным подходом к образованию, стоят школы   Carnegie Mellon's Tepper, половину программ которой составляют лекции, и University of Southern California's Marshall, показатель лекционной составляющей которой 48%. Кроме этих двух школ-лидеров в пятерку практикующих традиционный метод преподавания также вошли: Vanderbilt University's Owen School, Oxford University's Said School и UCLA's Anderson School. Доля лекций в этих школах составляет 40%. Для тех, кто предпочитает спокойно слушать излагаемый профессором материал занятия, стоит обратить внимание на эти школы. Что же касается командных проектов и экспериментальных исследований 8 школ, в числе которых Wharton и Kellogg, указали 25%-ю долю командных проектов.

Vanderbilt's Owen School отличается самой высокой частью экспериментальных исследований, составляющих 30% от всех программ обучения.  Студенты этой школы уделяют основное внимание  курсу MAP, заключающемуся в консультации реальной организации или проекта. Он включает в себя не только аналитическую, но и командную работу, помогающую развивать лидерские качества студентам. В Ross такой метод является не факультативным, а обязательным.

Довольно часто происходит пересечение различных образовательных методов, что вносит некую неточность в определение значения методов образования каждой школы. Именно по этой причине методы решили объединить в 3 общие группы, не предоставив при этом школам возможности указания каждого конкретного метода, что не дает уверенности в адекватности представленной школами информации.