2013.12.23

Кейсы мва

Кейсы A являются эффективными методами обучения важнейшим управленческим навыкам и позволяют применять полученные в процессе обучения по программам МВА знаний реальных управленческих ситуациях. Успешное решение таких кейсов приводит к наработке умение находить оптимальные решения различных рабочих ситуаций в ограниченные сроки. Кейсы A, как правило, содержат до 30-ти страниц печатного текста, включающих детальное рассмотрение деятельности представленной компании, ее оргструктуры и положения на рынке. Где-то половина всей содержащейся в кейсе информации – это таблицы, графики и схемы, предназначенные для наглядного изображения деятельности компании. Для успешного решения кейса слушателю необходимо самостоятельно изучить полный объем соответствующего материала,  провести анализ кейса, в результате чего предложить собственное решение существующей проблемы. Объем кейса МВА может быть самым разным. Некоторые кейсы A состоят из нескольких предложений расположенных на одной странице, а другие могут включать в себя множество страниц. Следует отметить, что чем больше объем кейса, тем больше затруднений он может вызвать у слушателя.  В кейсе MВA может содержаться описание определенного события в определенной организации либо историю успеха множества предприятий за большой отрезок времени, также как одну или множество академических моделей.

Решение кейсов МВА имеет массу преимуществ. При рассмотрении проблем конкретных представленных компаний слушатель обучается практическому решению подобных задач. Выделяя значимые черты определенной ситуации, можно остановиться на некоторых конкретных принципах. Целью написания учебной ситуации является обучение. Кейсы МВА являются учебными, потому как способствуют скорейшему формированию определенных профессиональных навыков слушателя. Независимо от количества рассматриваемых кейсов, процесс работы с ними должен научить учащегося осуществлению качественного анализа конкретной ситуации, прослеживанию причинно-следственных связей, выделению базисных проблем. Данный метод позволяет слушателю приобрести и отработать на практике оценочные и аналитические навыки, обучится тонкостям и особенностям работы в группе, выявлять  наиболее рациональное из имеющихся решений поставленной задачи.  Несмотря на то, что кейсы МВА имеют очевидные преимущества над обычным изложением материалов, тем не менее, важно понимать, что они ни в коем разе не смогут заменить лекции. Также необходимо принять ко вниманию тот факт, что если использовать в процессе обучения один только разбор определенных ситуаций, то у слушателя может сформироваться предвзятый, стереотипный подход к разрешению предложенных проблем, что в свою очередь может привести к неспособности слушателя достигнуть более высокого уровня обобщения. Кейсы МВА демонстрируют эффективность применения экономических теорий на практике. Но ценность подобных упражнений незначительна, если под ними не имеется теоретической основы.

Рассмотрение и решение кейсов является основным способом обучения на программах МВА. Кейсы МВА могут быть самыми разными: маркетинговыми, финансовыми, бухгалтерскими, по стратегии и т.д. Пишутся подобные задания чаще всего преподавателями или сотрудниками консалтинговых компаний. Насколько известно,  метод обучения, предусматривающий использование кейсов МВА,  был впервые использован в Гарварде. В наше время многие компании в процессе отбора кандидатов на ответственные должности часто выделяют среди прочих  кандидатов, имеющих опыт в решении кейсов МВА. 

В результате решения необходимого количества кейсов, учащийся приобретает множество знаний, которые имеет перспективу успешного применения в рабочей практике. Прежде чем перейти к описанию определенного кейса, не рекомендуется погонять его под конкретный тип. Разбор ситуаций – это творческий процесс, являющийся относительно уникальным и индивидуальным, конечный результат которого может стать неожиданностью даже для его автора.