2013.06.22

Новый творческий подход к решению бизнес проблем

Многие современные разработчики и изобретатели используют стратегию, известную как «проектировочное мышление».

Проектировочное мышление, по словам Жанна Лиедтка – эксперта в сфере инноваций и дизайна школы бизнеса Darden, является одним                                из методов решения проблем, помогающим принимать в непростых ситуациях, которые часто встречаются в работе предпринимателей. Бизнес школа, как правило, делает акцент на исследовании рынка и сбор данных. В свою очередь, проектировочное мышление направленно на изучение особенностей взаимодействия между проведением экспериментов и реальными людьми. Большинство предпринимателей пользуются приемами данного подхода на интуитивном уровне, целенаправленно его изучают в школе дизайна для создания нового продукта. Предприниматель на время использования проектировочного подхода становится антропологом, поскольку разрабатывает прототипы в результате изучения потенциальных клиентов. Как считает Лиедтка, основным преимуществом проектировочного мышления является возможность лучше понять потребительские нужды. Проектировочное мышление может помочь людям, желающим начать собственное дело, но имеющим при этом смутное представление о планируемом проекте. Иными словами, подобные приемы мышления помогают, когда субъект не имеет никакого понятия, с чего начинать. Подход, основывающийся на проектировочном мышлении, позволяет выявить и изучить требующие решения проблемы.

Лиедтка в процессе проектировочного мышления выделяет четыре основных этапа, каждый из которых является ответом на соответствующий ключевой вопрос. При создании нового продукта рекомендуется задать себе следующие вопросы:

  1. Какие возможности открываются? Как утверждает Лиедтка, процесс проектировочного мышления начинается не с определения самих решений, а возможностей. Для этого следует понаблюдать за людьми в естественной среде. К примеру, человеку, желающему усовершенствовать планшет, необходимо понаблюдать за использованием его людьми в повседневной жизни. Для наблюдения следует выбрать группу из десяти человек. Получив ответы на такие вопросы, как что нравится и что раздражает пользователей, а также каким образом они обходят недостатки, можно узнать с какими проблемами, не замечая того, сталкиваются потребители. Эти проблемы можно решить.
  2. 2.     Что, если? На этом этапе следует начать продумывать решения проблемы. Для этого нужно составить список обнаруженных потребностей и попытаться найти максимум удовлетворяющих их решений. Как считает Лиедтка, пришедшие на втором этапе в голову идеи будут больше, чем плод воображения, поскольку они основываются на определенных потребностях. Шансы отыскать эффективное решение и создать востребованный продукт увеличиваются, поскольку на этом этапе не происходит «распыление».
  3. 3.     Чем заинтересовать клиента? После обдумывания всех возможных решений, следуют выбрать наиболее подходящие. Лиедтка советует найти вариант, сочетающий три фактора: ваши возможности, желания потребителя и перспективность проекта. На третьем этапе необходимо структурировать свой проект и наполнить его конкретными данными, иными словами создать стандартную бизнес-модель для каждого из вариантов решения проблемы. Лучше сузить круг идей в намеченных рамках пары безопасных, а также пары «рисковых» реальных решений.
  4. 4.     Какие сработают? Следует создать на основе каждого реального варианта прототипы и предложить их выбранным в начале потребителям. Прототипы должны быть максимально просты, что позволит получить необходимые отзывы с минимальными затратами. Понаблюдав за потенциальными покупателями, нужно с учетом полученных данных разработать еще одну серию прототипов.

Как утверждает Лиедтка, такого рода мини-эксперименты являются дешевым путем к провалу либо к успеху.

В рамках программ бизнес школ проектировочный метод решения в различных интерпретациях  можно использовать для разбора кейсов МБА.

Кейсы МБА – решение определенных управленческих ситуационных задач.   Как и сами кейсы МБА, решение их также может быть непредсказуемое, причем, зачастую даже для составителей этих кейсов. Кейсы МБА, решение которых должно занимать не более отведенного количества времени, направлены на развитие необходимых для управленцев навыков. Поскольку кейсы МБА, решение и анализ которых тренирует умения успешной ориентации в рабочих ситуациях, являются уникальными, то и студенту до раскрытия кейса не известно о его содержимом. Кейсы МБА (решение управленческих ситуационных задач) могут также значительно отличаться по размеру содержания. Как доказала многолетняя практика, кейсы МБА, решение которых удовлетворяет поставленные задачи, является эффективным методом наработки умения применять теоретическую базу знаний в практических стандартных ситуациях.